Департамент строительства и архитектуры опубликовал распоряжение правительства Ивановской области об утверждения планов-графиков (или, как это модно сейчас говорить, «дорожных карт») «по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». В общем, план мер по защите прав обманутых дольщиков, если говорить русским языком. Документ за номером 153-рп был подписан 15 августа. «Дорожные карты» утверждены в отношении объектов следующих застройщиков: - ООО «Инженерная коммуникационная компания»; - ООО «Производственно-коммерческая фирма «Пума»; - ООО «Ивстройинвест»; - ОАО «ДСК». По поводу ООО «Верамарк», объект которого не упоминается в распоряжении правительства, департамент на своем сайте объясняется так: «В связи с тем, что проект «дорожных карт» был разработан Департаментом в июле текущего года, вышеназванным распоряжением Правительства Ивановской области не утверждена «дорожная карта» по проблемному объекту ООО «Верамарк», так как на тот момент объект строительства указанного застройщика не являлся проблемным». Далее чиновники напоминают, что понятие проблемного объекта утверждено приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр: под проблемным объектом понимается объект незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денег дольщиков и застройщик которого не исполнил обязательства по договорам в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договорах, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов. Если исходить из этих критериев, то ЖК «Зеленая роща» на ул. Лежневской стал проблемным только с 1 августа этого года. И по ООО «Верамарк» будет утверждаться отдельная «дорожная карта».
А что же планируется сделать с объектами застройщиков, которые официально были проблемными в июле этого года? По первым трем – ООО «ИКК», ООО «ПКФ «Пума» и ООО «Ивстройинвест» - эти «карты» практически идентичны. В августе областное правительство планирует принять нормативно-правовую базу для привлечения к завершению строительства многоквартирных домов других застройщиков. В сентябре этого года – провести заседание межведомственной комиссии по защите прав дольщиков (на самом деле название у нее немного другое и гораздо более длинное), в сентябре-октябре – провести заседание областного инвестсовета, на котором принять решение, что «другой застройщик» и его проект по завершению строительства недостроя соответствует критериям 20-ОЗ, а значит, ему можно в качестве компенсации предоставить земельный участок без торгов. После этого «другому застройщику» предоставят-таки этот самый земельный участок без торгов, а он начнет достраивать недострой, чтобы выполнить обязательства предыдущего застройщика перед дольщиками. Понятно, что именно этот процесс и сроки его завершения больше всего интересуют обманутых дольщиков. Но ничего конкретного в «дорожных картах» по этому поводу нет: чиновники отделались обтекаемой формулировкой «в соответствии с графиками строительства многоквартирных домов». Видимо, потому, что еще не определились, кто именно и по какому объекту будет «другим застройщиком» - а желающих взять на себя обязательства «того парня», даже за участок земли, в Иванове надо еще поискать, не так уж много у нас застройщиков, которым это под силу. В общем, ничего принципиально нового для обманутых дольщиков этих трех фирм в «дорожных картах» нет. А вот с Ивановской ДСК история немного другая. По графику «Роскапа» шесть домов к августу 2017 года уже должны были сдать в эксплуатацию. И, несмотря на то, что на самом деле на три из этих шести домов до сих пор не получены акты о вводе в эксплуатацию, а есть только заключение о соответствии строительным нормам, департамент строительства и архитектуры в своей «дорожной карте» предполагает в отношении всех шести домов лишь решение вопросов о передаче квартир в пользование, а затем и в собственность дольщикам. Сроки всего этого счастья невнятны – 2017 год. Хотя даже человеку, далекому от юридических тонкостей понятно, что по всем шести объектам это нереально из-за длительности процедур. Ну и кроме того, юристы не раз высказывали опасения, что арбитражный суд может принять решение отнюдь не в пользу ивановских дольщиков ДСК, поскольку остающегося имущества может не хватить для погашения всех обязательств застройщика-банкрота. Остальные объекты ДСК, которые входили в график достройки «РосКапа» (оставшиеся литеры в Рождественском, дом на ул. Парижской Коммуны и на ул. Почтовой будут достроены, если верить «дорожной карте», «в соответствии с графиками строительства многоквартирных домов» (хотелось бы уточнить, совпадают ли эти графики с графиками «Роскапа», а то столько графиков появилось вокруг недостроев ДСК, что легко можно запутаться). Дольщикам может быть интересно, что в августе-сентябре 2017 года, если верить «дорожной карте», правительство Ивановской области собирается подписать с АКБ «Российский капитал» некое соглашение о сотрудничестве. Что это за соглашение и почему оно касается именно этих домов, и что будет, если соглашение не подпишут в срок, остается без комментариев. Зато в «дорожной карте» появилось два новых объекта: литер 1 в деревне Кочедыково Ивановского района (несколько домов в Кочедыкове хотели построить в рамках проекта «Жилье для российской семьи») и загадочный объект под названием «Реконструкция административного здания, расположенного на пересечении улиц Парижской Коммуны и Рабфаковская в городе Иваново под строительство многоквартирного жилого дома». В сентябре планируется вырабатывать варианты финансирования завершения строительства, в сентябре-октябре этого года – определить графики строительства и даты завершения строительства. Судя по отсутствию упоминаний ПАО АКБ «Российский капитал», эти варианты финансирования не предусматривают его участия. Интересно, что пункт 3 (из четырех, которые есть) распоряжения правительства Ивановской области, звучит так: «Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации актуализированные планы-графики («дорожные карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, и информацию о ходе их реализации». То есть эти «дорожные карты» раз в три месяца будут «актуализироваться» исходя из реальной ситуации. А значит, все сроки, обозначенные в них, могут меняться четыре раза в год и, по большому счету, никакого значения не имеют.